Текущий ремонт автомобиля заключается в устранении неисправностей и повреждений , обнаруженных в процессе эксплуатации или технического обслуживания путем ремонтных операций, связанных с частичной или полной разборкой агрегатов, сборочных единиц или их заменой, а также заменой отдельных деталей (кроме базовых). Базовой деталью агрегата является наиболее сложная и дорогая деталь (корпус, основание, каркас, блок и т. д), к которой крепятся все другие детали.
Перед разборкой агрегата (двигателя) или какой-либо находящейся на нем сборочной единицы проверить общее состояние агрегата (двигателя) с использованием диагностического оборудования и соберите как можно больше данных о нем. Это поможет определить причину неисправности. Для более быстрой и тщательной проверки агрегат (двигатель) перед осмотром очистите от грязи и помойте. Снимайте, транспортируйте и устанавливайте агрегат (двигатель) при помощи подъёмно-транспортных средств, оборудованных приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ,
При выполнении операций ремонта руководствуйтесь следующими общими принципами, Разбирайте и собирайте детали любой сборочной единицы или агрегата на специальном стенде или верстаке, пользуясь специальным инструментом и приспособлениями, перечень которых приведен в разделе «10.5. Приложение. «Перечень приспособлений используемых при обслуживании».
Все сборочные единицы и агрегаты собираются в последовательности обратной разборке. Поэтому при разборке располагайте детали в определенном порядке.
Детали, соединённые сваркой, клепкой или неподвижными посадками, разбирайте только и тех случаях, когда это вызывается условиями ремонта. Вывинчивайте шпильки только тогда, когда это необходимо по условиям разборки агрегата или сборочной единицы, при замене шпильки и детали.
Перед затягиванием болтов крепления головок цилиндров (если их снимали) удалите масло или воду из резьбовых отверстий блока.
Не обезличивайте пары деталей, которые устанавливаются на двигатель только комплектно: крышки коренных подшипников с блоком, шатуны с крышками шатунов, плунжерные пары топливного насоса высокого давления, поршень с цилиндром ручного топливоподкачивающего насоса, шток с втулкой штока топливного насоса низкого давления; ведомую и ведущую шестерни, главной передачи редукторов ведущих мостов.
Прокладки осторожно отделяйте от плоскостей прилегания с помощью отвертки; выпрессовывайте детали только с помощью инструментов, при их отсутствии с помощью специальных выколоток или легкими ударами медного (деревянного) молотка.
Для проверки технического состояния все детали после разборки очистите от пыли, накипи, нагары, лаковых отложений, ржавчины, промойте и просушите. Не промывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах.
Контроль деталей, начинайте с внешнего осмотра, для выявления дефектов на ответственных деталях пользуйтесь лупами или магнитным дефектоскопом. Детали, прошедшие проверку на магнитном дефектоскопе, размагнитить.
При осмотре выбраковывайте:
· детали, имеющие значительные задиры, отколы или выкрашивания, следы обгорания;
· детали с трещинами на рабочих поверхностях и в местах, испытывающих при работе большие нагрузки (например, на коленчатых валах и шатунах трещины недопустимы);
· крепёжные детали, имеющие повреждения резьбы более 2-х ниток;
· болты и гайки с изношенными гранями, а также винты с забитыми или сорванными прорезями головок;
· шплинтовочную проволоку и стопорные шайбы с отгибающимися краями;
· резиновые детали, потерявшие эластичность;
· шланги с трещинами и расслоениями;
· трубопроводы с вмятинами, уменьшениями их сечение, или с трещинами на развальцованных концах;
· смятые латунные муфты;
· металлические панели и детали оперения, имеющие на поверхностях вмятины, трещины и пробойны;
· топливные баки, имеющие места вмятин, течи, нарушения слое покрытия или окраски.
Перед сборкой подготовьте все детали следующим образом:
· зачистите забойны и заусенцы на сопрягаемых поверхностях деталей;
· восстановите резьбу, повреждённую в допустимых пределах;
· заварите трещины или раковины в ненагруженных местах деталей (например, в стенках водяных рубашек и выпускных газопроводах); после сварки швы зачистите для придания надлежащего внешнего вида детали;
· плоскости разъёма, у которых коробление незначительно превышает допустимое, исправьте шабровкой;
· проверьте на герметичность водяные и масляные полости деталей и сборочных единиц, а также топливопроводы высокого и низкого давления;
· удалите антикоррозийное покрытие, применяемое при хранении деталей;
· детали и сборочные единицы топливного насоса высокого давления, ручного насоса и форсунок промойте чистым летним дизельным топливом, прецизионные детали (плунжерные пары, нагнетательные клапаны и распылители) - бензином. После промывки обдуйте детали сжатым воздухом.
Не протирайте детали топливной аппаратуры обтирочным материалом.
Перед сборкой уплотнительные прокладки, резьбы в отверстиях под пробки и резьбы в сквозных отверстиях смажьте уплотнительной невысыхающей пастой, а войлочные сальники пропитайте смазкой.
Под готовностью к сборке понимаются, что все сборочные единицы, подлежащие восстановлению, восстановлены или заменены новыми и находятся в готовности к сборке. Во время сборочных работ осмотрите каждый механизм и убедитесь в том, что ничего не было упущено при восстановлении.
Сборку осуществляйте в условиях, гарантирующих чистоту деталей.
При затягивании соединений, уплотняемых резиновыми прокладками, не допускайте больших усилий, иначе прокладки будут разрушены. Резьбовые соединения при сборке затягивайте, обеспечив крутящие моменты, рекомендуемые в разделе «1.2.2 Регулировочные, крепежные данные».
При запрессовке подшипников качения инструмент должен упираться в запрессовываемое кольцо.
При установке сальников и манжет пользуйтесь оправками.
После ремонта сборочных единиц и их замены на автомобиле произведите обкатку, чтобы убедиться в исправности всех механизмов и систем и правильности их взаимодействия.