Проверьте внешним осмотром техническое состояние шин и колес, начиная с левого переднего колеса по часовой стрелке и при необходимости удалите застрявшие в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами камни, гвозди и другие предметы; установите недостающие на вентилях камер колпачки. При обнаружении на шинах топлива, масла и других нефтепродуктов протрите шины досуха.
Давление воздуха в шинах колес проверяйте манометром. Снижение давления на 25% от нормального сокращает срок службы шин на 35 - 40%. Учитывайте также, что расход топлива увеличивается на 1 - 1,5л на 100км пробега при снижении давления в шинах на 98,1кПа (1кгс/см²).
Возможные неисправности колес, переднего моста и способы их устранения
Причина неисправности |
Способ устранения |
Ухудшение устойчивости движения автомобиля |
Нарушена балансировка колёс |
Отбалансируйте колёса с шинами в сборе |
Недостаточное или различное давление в шинах |
Доведите давление до нормы |
Люфт в подшипниках ступиц и неправильная затяжка гаек крепления колёс к ступицам |
Отрегулируйте подшипники ступиц колёс, затяните гайки |
Неправильная установка управляемых колёс |
Отрегулируйте величину схождения |
Неравномерный износ протектора шин |
Проведите переустановку шин |
Ухудшение самовозврата колёс в нейтральное положение |
Недостаточное давление в шинах |
Доведите давление до нормы |
Увеличения усилия на рулевом колесе |
Недостаточное давление в шинах |
Доведите давление до нормы |
Недостаточная смазка в подшипниках ступиц передних колёс |
Смажьте подшипники |
Перетянуты подшипники ступиц передних колес |
Затяните гайки крепления, обеспечив нормальный момент |
При сервисе 1:
— протянуть гайки крепления колес;
— доведите до нормы давление в шинах;
— смажьте шкворни поворотных кулаков.
Гайки колес затягивайте с моментом 245 - 294Н.м (25 - 30кгс.м) равномерно, через одну гайку, в два- три приема, начиная с верхней, проверяя при этом боковое биение шины по средней части боковины шины. Для этого к боковой стороне шины приставьте угольник или отвес и, вращая колесо, определите максимальное боковое биение шины, которое не должно быть более 5мм. При большом отклонении ослабьте гайки колес и снова затяните их в изложенном выше порядке, добиваясь при этом уменьшения биения шины.
Для накачки шин отверните колпачок 17 регулятора давления (см.рис.296) и наверните штуцер шланга. Перед накачкой шин необходимо снизить давление в ресиверах до величины 608 - 637кПа (6,2 - 6,5кгс/м²), в этом случае происходит включение регулятора и компрессор начинает нагнетать сжатый воздух.
Во время подкачивания шин не находитесь в зоне подкачиваемого колеса: при случайном выскакивании из канавки замочное кольцо может травмировать.
Подкачивать шину без демонтажа возможно при снижении давления воздуха не более чем на 40% по сравнению с нормальным и при уверенности в том, что уменьшение давления не нарушило правильности монтажа.
При сервисе 2:
— проверьте шплинтовку гаек шаровых пальцев, рычагов поворотных кулаков;
— при необходимости переставьте колеса;
— отрегулируйте величину схождения передних колес;
— отрегулируйте подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах).
Переставьте колеса при повышенном или неравномерном износе протектора шин передних колес, поменяв их местами с любыми другими колесами автомобиля, имеющими шины с хорошим состоянием протектора.
Схождение передних колес проверьте в следующем порядке:
— проверьте давление в шинах передних колес. При необходимости доведите его до нормы;
— установите передние колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой;
— замерьте линейкой расстояние между бортовыми закраинами ободов колес сзади на высоте центров колёс;
прокатите автомобиль вперёд на половину оборота передних колёс;
замерьте расстояние между бортовыми закраинами ободов колёс спереди в тех же точках, что и ранее, на высоте центров колёс. Разница в результатах измерений расстояний между бортовыми закраинами ободов колёс до и после прокатывания автомобиля определяет величину схождения колёс, которая должна, составлять 0,9 - 1,9мм. При несоответствии схождения колёс данной величине отрегулируйте его изменением длины поперечной рулевой тяги. Для этого ослабьте затяжку болтов соединения обоих наконечников и, ввертывая тягу в наконечники при большом схождении и вывертывая при малом, обеспечьте указанную выше величину схождения передних колёс. После этого затяните гайки болтов крепления наконечников, обеспечив момент затяжки 49 - 61Н.м (5 – 6.2кгс.м).
Проверьте подшипники ступиц передних колес (при вывешанных колёсах) покачиванием вывешенных на подъёмнике колёс в направлении, перпендикулярном плоскости вращения колёса, а также вращением от руки. При правильной затяжке подшипников колесо вращается свободно, без заеданий и не имеет осевого хода и качаний. Если колесо вращается туго и это не является следствием задевания тормозных колодок за поверхность барабана или, если при покачивании колеса чувствуется зазор, отрегулируйте затяжку подшипников ступиц.
При сервисе С:
— проверьте состояние подшипников ступиц (при снятых ступицах всех колес);
— смазку в подшипниках ступиц задних и передних колёс.
Для проверки подшипников ступиц колес и замены смазки в них снимите ступицы задних и передних колёс. Снимите ступицы с большой осторожностью, чтобы не повредить уплотнительные сальники. Повреждение сальника может привести к проникновению смазки из ступиц в тормозной механизм.
Для снятия ступиц передних колёс:
— снимите крышку 9 ступицы (см.рис.211);
— отверните контргайку 10 крепления подшипников и снимите шайбы 7 и 8;
— отверните гайку 6 крепления подшипников;
— снимите ступицу съемником И801.38.000 (рис.231), для этого наденьте лапы 1 на шпильки ступицы и закрепите гайками колёса. Упирая наконечник 5 в поворотный кулак, вворачивайте винт 4 в траверсу 3 до полного снятия ступицы.
При снятии ступиц задних колес предварительно снимите полуоси (см. рис.181), для этого:
— отверните гайки 26 крепления полуоси к ступице;
— снимите пружинные шайбы 27:
— выньте разжимные втулки 28;
— вверните два болта М12х1,25 в отверстия фланца полуоси до сдвига её с места;
снимите полуось и прокладки фланца полуоси. Ступицу заднего колеса снимайте аналогично, как и переднего, при этом применяйте наконечник 5 (рис.232) и упор 6.
При оценке состояния подшипников рабочие поверхности наружных колец и ролики не должны иметь видимых следов рисок, задиров, трещин, цветов побежалости. Ролики должны свободно вращаться в сепараторе.
Для смазывания подшипников ступиц колес удалите старую смазку и заполните необходимым количеством смазки пространство между роликами и сепаратором равномерно по всей окружности.
Регулирование подшипников ступиц передних колёс проводите в следующем порядке:
— снимите крышку ступицы и ослабьте гайку подшипника, затем, поворачивая ступицу (колесо), проверьте легкость вращения. В случае тугого вращения, которое не является следствием трения тормозных колодок о барабан, снимите ступицу и выясните, не вызвано ли это повреждением подшипников или сальника;
— поворачивая ступицу (колесо) в обоих направлениях для правильной установки роликов между кольцами подшипников, затяните гайку 6 (см. рис.211) подшипника до тугого вращения ступицы (колеса);
— отверните гайку приблизительно на 1/6 оборота до совпадения штифта гайки с ближайшим отверстием в замковой шайбе, проверьте ступицу (колесо) на лёгкость вращения без ощутимого зазора;
— затяните контргайку крепления, подшипников с моментом 137 - 157Н.м (14 - 16кгс.м) и отогните для стопорения контргайки замковую шайбу контргайки на одну из её граней;
— проверьте вращение ступицы (колеса), проворачивая в двух направлениях. Вращение ступицы (колеса) должно быть свободным и равномерным.
При проверке вращения ступицы колеса осевой ход не допускается.
Качество регулирования подшипников проверьте контрольным пробегом до 10 км. Если наблюдается сильный нагрев, повторите регулирование.
Регулирование подшипников ступиц колес промежуточного и заднего мостов проводите аналогично указанному выше. Гайки шпилек крепления полуосей затяните, обеспечив момент затяжки 118 - 137Н.м (12 - 14кгс.м).