Автомобили-тягачи КамАЗ оборудованы бортовыми платформами, состоящими из основания, бортов и каркаса с тентом (рис.259 и 260). Боковые и задние борта откидные, передний борт жестко закреплен к основанию платформы. На автомобиле четыре или шесть боковых борта. Борта запираются регулируемыми запорами.
Основание платформы выполнено в виде металлического каркаса, состоящего из двух крайних профилей, обвязок 17, 24 (см.рис.259) и трёх продольных усилителей 21, связанных семью, а на КамАЗ-53212 — десятью, поперечными балками 20.
К поперечным балкам приварены крюки 2 (рис.261), служащие для крепления канатов при обвязке груза. Обвязки, усилители и балки изготовлены из листовой стали толщиной 2,8 - 3,5 мм.
Пол платформы состоит из восьми деревянных щитов 12 (см.рис.259), которые изготовлены из досок толщиной 38мм, соединенных между собой металлическими планками. Планки имеют скользящие прижимы, с помощью которых щиты крепятся к продольным усилителям основания.
Опорой для каркаса служат два продольных деревянных бруса 1, которые крепятся к поперечным балкам болтами и хомутами. Основание платформы через продольные брусья крепится к лонжеронам рамы двенадцатью хомутами и двумя угольниками, предохраняющими платформу от сдвига.
Борта платформы состоят из металлического каркаса и профилированной панели, изготовленной из листовой стали толщиной 1мм. Боковые 8, 13 и задний 15 борта откидные, навешены на петлях к осям, приваренным к обвязкам основания. Одна из осей на каждом борту шплинтуется. Передний борт 8 жестко прикреплен к основанию платформы усилителями первой поперечной балки и боковыми косынками. Между боковыми бортами имеются откидные стойки 18, закрепленные шарнирно к кронштейну основания. Стойки фиксируются в вертикальном положении болтами. Правая и левые стойки стягиваются между собой цепями 9 с натяжным устройством. Борта запираются угловыми 16 и боковыми 19 запорами. Запоры имеют возможность регулирования натяга бортов при запирании в зависимости от величины зазора между стойками и бортами. В гнезда переднего борта платформы КамАЗ-53212 установлена надставка переднего борта, выполненная в виде решетки из металлических труб.
Каркас тента съемный. Он состоит из стоек 11, соединенных между собой дугами 6 и распорками 10. Стойки устанавливаются в гнезда переднего борта 3 или в надставки переднего борта, в гнезда откидных стоек боковых бортов и гнезда задней балки. К стойкам каркаса тента приварены гнезда, в которые вставляются без дополнительного крепления деревянные доски 14 решетки каркаса, создающие опору боковым полотнищам тента.
Задние боковые борта платформы притягиваются к задним стойкам каркаса тента специальным запорным устройством, удерживающим борта в запертом положении при открывании заднего борта.
Тент состоит из верхнего, переднего, боковых и заднего полотнищ, соединенных между собой ремнями. Материал тента — искусственная кожа с полимерным покрытием. Полотнища изготовлены сваркой токами высокой частоты; места сварки с наружной стороны закрыты специальной лентой. На переднем и заднем полотнищах имеется по два вентиляционных клапана.
Тент натягивается на каркас и в нижней части крепится к бортам платформы стальным тросом пломбирования 4, покрытым поливинилхлоридной оболочкой. Место установки пломбы закрывается клапаном пломбирования.
Оборудование платформы. В передней части платформы под полом между второй и третьей поперечинами балки основания крепится металлический инструментальный ящик 23. Шанцевый инструмент крепится под платформой специальными хомутами. С наружной стороны переднего борта прикреплен огнетушитель. К полу платформы болтами с помощью распорок крепятся металлические брызговики 22 задних колес.
Техническое обслуживание
При ежедневном техническом обслуживании проверьте состояние запоров платформы.
При сервисе 2 проверьте внешним осмотром состояние платформы, устраните обнаруженные неисправности.
При сервисе С затяните гайки хомутов платформы.
Ремонт
Для снятия тента и каркаса:
— выньте трос пломбирования 4 (см.рис.259) из скоб, приваренных к бортам платформы, и отстегните полотнище тента от бортов;
— отсоедините заднее полотнище от боковых, вынув соединяющие их ремни из скоб боковых полотнищ;
— аналогично отсоедините боковые полотнища от переднего;
— отстегните полотнище крыши и боковые полотнища от дуг, распорок и стоек каркаса тента;
— снимите тент с каркаса и сложите его;
— выньте доски 14 каркаса из гнезд на стойках 11;
— выньте распорки 10 дуг каркаса тента из гнезд и дуг 6;
— выньте продольные распорки стойки из держателя в верхней части стойки 11;
— выньте крайние, и средние дуги каркаса тента из держателей в верхней части стоек;
— отоприте запоры 16 задних стоек каркаса тента;
— выверните болты крепления задних стоек каркаса тента (снизу из-под задней балки основания платформы) и выньте стойки из гнезд задней балки;
— выньте средние стойки 11 каркаса тента из гнезд откидных стоек 18 боковых бортов;
— выньте передние стойки каркаса тента из гнезд переднего борта 8 (или надставки переднего борта на платформе КамАЗ-53212).
Для снятия бортов с платформы:
— расшплинтуйте оси петель бортов (по одной для каждого борта);
— отоприте запоры бортов и опустите борта;
— выверните болты, фиксирующие откидные стойки 18 бортов, и опустите стойки;
— снимите борта с осей, приваренных к обвязкам 2, 17, 24 каркаса основания платформы;
— расстопорите замковые шайбы на осях откидных стоек и снимите стойки.
Для демонтажа переднего борта выверните болты крепления усилителя переднего борта и отверните гайки крепления косынок к кронштейнам боковых обвязок
Снятие щитов настила пола платформы необходимо для ремонта каркаса основания платформы, для ремонта и снятия сборочных единиц шасси, коробки передач, межосевого дифференциала и задних мостов. Для снятия съемного щита 12 снимите брызговики платформы снизу, из-под платформы, ослабьте гайки, притягивающие прижимы щита к продольному усилителю или обвязке 17, 24 каркаса основания платформы, задвиньте прижимы и, подняв край щита, выведите щит из зацепления с другим усилителем.
Для снятия платформы с рамы автомобиля отверните гайки крепления брызговиков задних колес и снимите брызговики с платформы; выверните болты крепления задних угольников, фиксирующие платформу на раме. Отверните гайки и контргайки стремянок, крепящих платформу к раме, и снимите стремянки, накладки и обоймы стремянок. Затем, с помощью кран-балки или другого подъемного приспособления, снимите платформу и поставьте на пол или специальную подставку.