Для снятия передних колес поднимите колесо домкратом, установите подставку, отверните пять гаек крепления обода к ступице, снимите прижимы колеса, подкатите тележку 1115М или подобную ей и снимите колесо.
Для снятия колес промежуточного и заднего мостов поднимите колесо домкратом, установите подставку, отверните пять гаек крепления обода к ступице, снимите прижимы колёса, подкатите тележку 1115М, снимите наружное колесо, проставочное кольцо, внутреннее колесо.
Для подъема запасного колеса на автомобиль:
— положите колесо замочным кольцом вверх и введите внутрь обода опору 8 (см.рис.223) запасного колеса;
— вращением вала 7 ворота при помощи ключа для затяжки гаек крепления колес приподнимите опору запасного колеса и обеспечьте посадку посадочным конусом на посадочную поверхность опоры колеса;
— при дальнейшем вращении ворота поднимите опору колеса вместе с колесом;
— закрепите поднятое колесо при помощи двух гаек 4.
Для опускания колеса вал ворота вращайте в обратном направлении. При этом вал проскальзывает в неподвижном храповике ворота, канат разматывается, и колесо опускается. Если усилие на ключе при опускании колеса велико или колесо опускается самопроизвольно, то гайкой, зажимающей тарельчатые пружины 2, отрегулируйте усилие затяжки храповика. При правильной регулировке колесо должно опускаться при приложении к нему дополнительного усилия 8 - 20кг. После регулировки гайку зашплинтуйте.
Для разборки колеса положите его бортовым кольцом вверх и выпустите воздух из шины. Порядок разборки показан на рис.233:
I — поставьте прямую лопатку между бортовым кольцом и шиной, отожмите борт шины вниз;
II — в образовавшийся зазор вставьте изогнутую лопатку так, чтобы конец лопатки упирался в бортовое кольцо, а пятка опиралась на прямую лопатку;
III — передвигаясь по окружности обода колеса и отжимая вниз борт шины прямой и изогнутой лопаткам и, снимите борт с конической полки замочного кольца;
IV — вставьте конец прямой лопатки в прорезь на замочном кольце и отожмите кольцо из канавки:
V — приподнимите замочное кольцо вверх, опираясь на бортовое кольцо изогнутой лопаткой:
VI — продолжая удерживать замочное кольцо в приподнятом положении, заведите конец прямой лопатки под нижний торец замочного кольца;
VII — удерживая замочное кольцо рукой, вытяните его прямой лопаткой из канавки обода.
Снимите бортовое кольцо и, перевернув колесо, снимите борт шины с обода с помощью прямой и изогнутой лопаток.
Поставьте колесо вертикально, выньте обод из шины до упора вентиля камеры в торец вентильного паза, после чего утопите вентиль в паз; извлеките обод из шины.
Не выбивайте обод из шины ударами по замочной части обода.
Для монтажа шины на обод колеса вложите камеру в покрышку и вставьте ободную ленту, предварительно посыпав камеру тальком. Подкачайте камеру и заверните золотник. После этого проделайте операции показанные на рис.234:
I — положите шину на обод с некоторым перекосом и вставьте вентиль в вентильный паз. Приподнимите шину со стороны вентиля и наденьте на обод;
II — наденьте бортовое кольцо и вставьте в канавку обода противоположную от разреза часть замочного кольца; утопите сначала одну часть кольца, а затем другую.
Не утапливайте замочное кольцо ударами молотка без применения деформируемой прокладки, так как это приведёт к появлению на нем забоин и деформации.
Убедитесь, что кромки замочного кольца находятся под бортом шины. Если в некоторых местах кромка кольца упирается в борт шины, заправьте кромку под борт шины.
Поставьте колесо в специальное предохранительное ограждение или положите замочным кольцом вниз. Подкачайте шину до давления не более 98,1кПа (1кгс/см²). Убедившись, что борт шины по всей окружности находится на замочном кольце, доведите давление до нормального.
Обод, бортовое и замочное кольца не должны иметь трещин, вмятин, ржавчины и грязи (особенно в замочной канавке), а соприкасающиеся поверхности покрышки должны быть припудрены тальком.
При ремонте и замене колес и шин не допускайте комплектования автомобиля шинами с различными рисунками протектора.
Балансирование колес в сборе с шинами при отсутствии специального оборудования производите на простом приспособлении. Оно состоит из ступицы колеса с шариковыми подшипниками, свободно вращающейся на цапфе, укрепленной на станине.
Устранение дисбаланса осуществляется с помощью балансировочных грузов (см.рис.214), прикрепленных к бортовому кольцу пластинчатой пружиной.
Перед балансированием очистите кольцо и покрышку от грязи и посторонних предметов. Балансируемое колесо в сборе с шиной установите на приспособление.
При дисбалансе колесо поворачивается и останавливается в положении, когда центр тяжести ниже оси. На верхней стороне бортового кольца нанесите метку и прикрепите груз. Поверните колесо на 90° поочередно в обе стороны. Если колесо не остановится в любом из этих положений и возвратится в первоначальное положение (грузик вверху), то рядом с первым грузиком прикрепите второй и повторите операцию с поворотом колеса на 90°. Все последующие грузики крепите симметрично по обе стороны первого груза. Балансирование продолжайте до равновесия колеса. Устанавливайте грузики с помощью деревянного предмета, предварительно отжав борт покрышки от бортового кольца, монтажной лопаткой.
Не заколачивайте грузик ударами молотка или другими твердыми предметами. Не ставьте поврежденные грузики и грузики с самодельными пружинами. Для снятия грузика с бортового кольца отожмите монтажной лопаткой борт покрышки от обода и снимите грузик отверткой так, чтобы усилие при снятии груза было направлено от колеса в сторону.
При разборке колеса с шиной для замены камеры, очистки колеса от коррозии и окраски его допускается после сборки балансирование не производить, если покрышку, балансировочные грузы и другие детали установить на те места, которые они занимали до разборки, по меткам, нанесенным до разборки.
Запасное колесо всегда должно быть отбалансировано.
Для снятия передней оси поднимите за раму переднюю часть автомобиля, установите под автомобиль подставку и опустите его, обеспечив вывешивание колёс. Подложите упоры под задние колеса. Снимите колеса.
Ослабьте накидную гайку гибкого тормозного шланга и выверните шланг от правой тормозной камеры; то же самое проделайте для левой камеры.
Расшплинтуйте гайку шарового пальца продольной рулевой тяги со стороны поворотного кулака и отверните её. Отсоедините продольную рулевую тягу в сборе с шаровым пальцем от рычага поворотного кулака, наверните гайку на шаровой палец.
Подкатите под передний мост подъёмник и поднимите шток подъёмника со специальным кронштейном до упора в передний мост.
Отверните гайки стремянок передней правой рессоры, снимите пружинные шайбы, снимите стремянки (во избежание рассыпания листов скрепите по центру проволокой или приспособлением) и отведите амортизатор с кронштейном в сторону, то же самое проделайте для левой рессоры.
Выкатите тележку подъемника с передним мостом из-под автомобиля.
При сборке переднего моста кольцо опорного подшипника установите так, чтобы торец с кольцевой проточкой находился со стороны проушины балки, а масляные канавки нижней опорной шайбы были обращены в сторону опорного кольца.
При установке переднего моста конусные углубления на рессорных площадках балки переднего моста совместите с фиксаторами кронштейнов амортизаторов, а конусные выступы листов рессор — с конусными углублениями в кронштейнах амортизаторов в листах рессор.
Замена ступицы с тормозным барабаном, подшипников и манжеты ступицы переднего моста
Для снятия ступицы с тормозным барабаном, подшипников и манжеты ступицы переднего моста нужно:
— ослабить гайки крепления колеса на ступице, вывесить колесо и установить под картер моста подставку;
— отвернуть гайки, снять защитный кожух и кран запора воздуха;
— отвернуть гайки и снять колесо;
— поднять кабину в первое положение и застопорить;
— растормозить колесный механизм, вывернув винт болта механического растормаживания энергоаккумулятора (для заднего и промежуточного мостов);
— отвернуть гайки шпилек крепления ведущего фланца переднего моста, снять пружинные шайбы и разжимные втулки;
— ввернуть технологические болты и снять ведущий фланец переднего моста, вывернуть технологические болты и снять прокладку ведущего фланца. Удалить смазочный материал из гнезда ступицы под наружный подшипник;
— отвернуть контргайку подшипника ступицы, снять замковую шайбу, отвернуть гайку подшипников;
— съемником (рис. 235) снять с цапфы ступицу с тормозным барабаном, подшипниками и манжетой в сборе;
— вынуть из ступицы внутреннее кольцо наружного подшипника;
— вынуть манжету, кольцо и внутреннее кольцо внутреннего подшипника.
Для установки ступицы с тормозным барабаном, подшипников и манжеты, ступицы следует:
— протереть и смазать наружные кольца внутреннего и наружного подшипников;
— установить внутреннее кольцо внутреннего подшипника и запрессовать упорное кольцо подшипника;
— протереть и смазать посадочное место под манжету в ступице смазкой Литол-24;
— запрессовать манжету в ступицу, причем маслосъёмная кромка манжеты должна быть обращена внутрь ступицы;
— установить ступицу в сборе с тормозным барабаном, внутренним подлинником и манжетой на цапфу поворотного кулака;
— установить на цапфу внутреннее кольцо наружного подшипника ступицы;
— завернуть до отказа гайку подшипников ступицы и отпустить её на 1/6 оборота. При затяжке гайки поворачивать ступицу, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение;
— установить замковую шайбу так, чтобы штифт гайки совпал с одним из отверстий шайбы. Если отверстия не совпадут, то отвернуть гайку до совпадения ближайшего отверстия со штифтом;
— завернуть до отказа контргайку подшипника;
— установить до упора ведущий фланец переднего моста, проверив наличие и исправность уплотнительной прокладки, предварительно смазанной уплотнительной пастой УН-25;
— установить на шпильки разжимные втулки, пружинные шайбы и завернуть гайки крепления фланца;
— ввернуть винт болта механического растормаживания энергоаккумулятора (для заднего и промежуточного мостов):
— надеть на шпильки ступицы, колесо, навернуть гайки.
При монтаже колесо надеть на шпильки так, чтобы отверстия крепления крана запора воздуха совпадали с резьбовыми отверстиями на ведущем фланце переднего моста;
— установить и закрепить кран запора воздуха и защитный кожух;
— убрать подставку и опустить мост. Затянуть гайки крепления колеса с моментом 400 — 500Н.м (40 — 50кгс.м).