Техническое обслуживание
При сервисе 1 смажьте пальцы передних рессор через пресс-масленки до появления свежей смазки в зазорах.
При сервисе 2:
— проверьте внешним осмотром состояние амортизаторов и реактивных штанг, при необходимости устраните неисправности;
— затяните болты крепления отъемных ушков, гайки стопорных болтов проушин передних кронштейнов и гайки стяжных болтов задних кронштейнов рессор передней подвески:
— затяните гайки пальцев реактивных штанг;
— затяните гайки шпилек крепления кронштейнов верхних реактивных штанг;
— затяните гайки стремянок рессор передней и задней подвесок. Для сохранения продольного наклона шкворней затягивайте гайки стремянок рессор передней подвески в следующем порядке: сначала затяните гайки передней (по ходу автомобиля) стремянки, затем — задней;
— смажьте шарниры реактивных штанг через пресс-маслёнки до появления свежей смазки в зазорах.
При сервисе С:
— проверьте зазор в шарнирах реактивных штанг, при зазоре более 1,3мм замените вкладыши и пальцы шарниров;
— проверьте уровень масла в башмаках балансирного устройства задней подвески, при необходимости долейте масло до уровня заливных отверстий;
— затяните гайки болтов крепления кронштейнов задней подвески к лонжеронам рамы.
Ремонт
При разборке рессор в случае износа накладки скользящего конца коренного листа передней рессоры снимите накладку, в дальнейшем эксплуатируйте рессору без накладки. Замерьте зазоры между пальцами и втулками отъемных ушков. Номинальный зазор между пальцем и втулкой 0,17 - 0,39мм при номинальном диаметре пальца 39,95 - 40,00мм. Если зазор больше 2мм, то замените изношенные детали.
Замените втулки, имеющие значительные выкрашивания одного из торцов (свыше 60% от поверхности торца втулки). При износе боковых сухарей передних рессор на глубину до 3мм замените их (номинальная толщина сухарей — 8мм). При износе верхних сухарей передних рессор на глубину до 3мм спрессуйте их с кронштейнов, разверните на 180° и вновь напрессуйте. При износе концов первых коренных листов рессор задней подвески на 40 - 50% толщины поменяйте местами первый и третий листы.
Для предохранения опор рессор задней подвески от интенсивного износа на их опорные поверхности наплавлен слой твердого сплава (НКС 56-62) на глубину 2 - 4мм. При износе этого слоя произведите его повторную наплавку электродом ЭН-60М-3,0-1 ГОСТ 9466-75. На автомобилях КамАЗ-53212. КамАЗ-55111 и КамАЗ-54112 твердый сплав глубиной 2 - 4мм наплавлен и на боковые стороны опор. При суммарном зазоре более 10мм между наружными и внутренними боковинами опор и рессорами произведите наплавку твёрдого сплава на боковины опор рессор, обеспечив суммарный зазор 3 - 5мм.
При сборке рессор смажьте графитной смазкой трущиеся поверхности листов, так же смажьте ушки и пальцы передних рессор. Передние и задние рессоры устанавливайте на автомобиль попарно с разницей прогиба не более 10мм.
Во избежание поломок рессор и износа щёк башмаков при проведении ремонта:
— гайки крепления передних рессор затягивайте с моментом 431-490Н.м (44-50 кгс.м);
— гайки крепления задних рессор затягивайте с моментом 785-883Н.м (80-90 кгс.м).
Снятие штанги
Для снятия реактивных штанг с автомобиля используйте съемник: для этого, отвернув гайки 5 (рис.210), снимите крышку 4, штангу пропустите между шпильками съёмника, наденьте на шпильки крышку 4 и заверните гайки 5. Клин 3 заведите до упора между торцами наконечника штанги и проушины кольца, при этом винт 1 должен быть в крайнем правом положении. Затяните гайки 5 и, вворачивая винт 1 в корпус 2, выпрессуйте палец из проушины. Замена вкладышей и пальцев реактивных штанг производится при осевом люфте в реактивной штанге более 1,3мм.
Для регулирования осевого зазора в башмаке балансирного устройства:
— поднимите автомобиль за раму и установите на подставки. Обеспечьте возможность проворачивания балансира, отделив концы задней рессоры от опор мостов или сняв рессору;
— заверните разрезную гайку так, чтобы балансир не поворачивался от руки;
— отверните гайку на 1/6 оборота, затяните стяжной болт с моментом 78,2 - 98,1Н.м (8 - 10кгс.м) и проверьте возможность проворачивания балансира от руки. Если балансир не поворачивается, дополнительно отпустите разрезную гайку, предварительно ослабив стяжной болт.
При разборке балансирного устройства в случае износа осей и втулок башмаков балансирного устройства выше допустимого отшлифуйте оси до устранения следов износа и установите ремонтные (уменьшенные по внутреннему диаметру) втулки. При номинальном диаметре оси балансира 87,93 - 88,00мм номинальный зазор между осью и втулками должен быть 0,120 - 0,305мм. Допустимый без ремонта зазор между осью и втулками не более 1,0мм.
Амортизаторы заменяйте при снижении максимальных сил сопротивления на ходе сжатия и отбоя более чем на 25% по сравнению с нижним пределом, указанным в табл.38.
Силы сопротивления амортизатора при ходе отбоя и ходе сжатия
Таблица 38
Скорость поршня, м/с |
Силы сопротивления, Н (кгс) |
при ходе отбоя |
при ходе сжатия |
0,2 (дроссельный режим) |
1373 - 1962 (140 - 200) |
687 - 981 (70 - 100) |
0,52 (клапанный режим) |
3626 - 4415 (370 - 450) |
1079 - 1472 (110 -150) |
При появлении на амортизаторе следов подтекания масла, снимите амортизатор с автомобиля и подтяните гайку резервуара. Если течь не устраняется подтягиванием гайки резервуара, замените амортизатор.
Замена передней рессоры
Для снятия передней рессоры:
— отверните гайку стяжного болта заднего кронштейна рессоры, снимите пружинную шайбу, болт и распорную втулку;
— отсоедините амортизатор в нижней опоре;
— поднимите за раму переднюю часть автомобиля, установите подставку под раму и опустите на нее автомобиль, при этом обеспечьте зазор между накладкой коренного листа и вкладышем в заднем кронштейне рессоры 40 - 80мм;
— отверните гайки стяжных болтов проушин переднего кронштейна рессоры, снимите пружинные шайбы, болты и выбейте палец;
— закрепите рессору в подъемном приспособлении;
— отверните гайки стремянок крепления рессоры к балке передней оси, снимите накладку рессоры;
— подъемным приспособлением снимите рессору с передней оси.
Для установки передней рессоры:
— подъемным приспособлением опустите рессору на переднюю ось, предварительно установив кронштейн амортизатора под рессору:
— установите накладку рессоры и совместите их центрирующие элементы;
— вставьте стремянки рессоры в отверстия площадки передней оси и затяните гайки стремянки;
— подведите передний конец рессоры к кронштейну, совместите отверстие ушка рессоры с отверстиями в кронштейне, вставьте палец и стяжные болты, наденьте на них шайбы и затяните гайки;
— поднимите за раму переднюю часть автомобиля, уберите подставку и опустите автомобиль;
— присоедините амортизатор к передней оси;
— вставьте распорную втулку и стяжной болт в задний кронштейн рессоры и закрепите его.
Проконтролируйте момент затяжки гаек стремянок.
Смажьте палец ушка рессоры до появления свежей смазки из втулки ушка.
Замена задней рессоры
Для снятия задней рессоры:
— ослабьте гайки стяжных шпилек щек башмака рессоры;
— расшплинтуйте пальцы опор рессоры и выбейте пальцы опор рессоры (у автомобилей КамА3-5320, КамА3-5410, КамАЗ-55102) или снимите ограничители качания мостов (если это автомобили КамАЗ-53212, КамА3-54112, КамАЗ-55111):
— поднимите за раму заднюю часть автомобиля, установите подставку под раму и опустите автомобиль на нее, при этом обеспечьте зазоры между концами рессоры и опорами не менее 25 - 30мм;
— отверните гайки стремянок рессоры и снимите стремянки, накладку рессоры и верхние листы рессоры, не скрепленные хомутами:
— подъемным приспособлением снимите рессору с башмака.
Для установки задней рессоры:
— подъёмным приспособлением установите рессору на башмак, совместив их центрирующие элементы;
— затяните гайки стяжных шпилек щёк башмака до соприкосновения щёк с рессорой;
— установите накладку рессоры, стремянки и затяните гайки стремянок;
— поднимите заднюю часть автомобиля, уберите подставку и опустите автомобиль;
— установите пальцы опор рессоры, наденьте шайбы и зашплинтуйте пальцы (у автомобилей КамА3-5320, КамА3-55102, КамАЗ-5410) или установите ограничители качания мостов (если это автомобили КамА3-55111, КамА3-53212, КамА3-54112). Проконтролируйте моменты затяжки гаек стремянок.