Снятие головки блока цилиндров
Сливаем охлаждающую жидкость (см. раздел
«5.1.3. Замена насоса и охлаждающей жидкости»).
Снимаем шланги с термостата (см. раздел
«5.1.4. Термостат и датчики системы охлаждения»).
Снимаем генератор с его верхним кронштейном (см. раздел
«8.3.1. Ремонт генератора и регулятор напряжения»).
Снимаем впускной трубопровод и выпускной коллектор (см. раздел
«3.3.2. Снятие впускного трубопровода и выпускного коллектора»).
Головку блока цилиндров можно снять и в сборе с впускным трубопроводом.
Снимаем распределительные валы (см. раздел
«3.3.3. Замена распределительных валов»).
Шестигранным ключом «на 12» ослабляем затяжку десяти болтов, после чего отворачиваем и…
…вынимаем их…
…и шайбы.
Снимаем головку блока цилиндров…
…и ее прокладку.
Сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров тщательно очищаем от нагара, остатков старой прокладки и герметика.
Устанавливаем головку блока цилиндров в обратной последовательности.
Опуская ее на блок, следим за тем, чтобы она «села» на установочные втулки. Прокладку головки натираем графитом (мягкий карандаш), а на участок контакта с передней крышкой блока наносим с обеих сторон термостойкий герметик. Болты крепления головки блока затягиваем динамометрическим ключом в два этапа, смазывая резьбу моторным маслом и соблюдая последовательность их затяжки.
Предварительно затягиваем болты моментом 5кгс.м и окончательно – 14кгс.м
Разборка и ремонт головки блока цилиндров
Снимаем головку блока цилиндров (см. выше).
Извлекаем гидротолкатели (см. раздел «3.3.4. Гидротолкатели, снятие и установка гидронатяжителей»).
Ключом «на 10» отворачиваем восемь болтов...
...и снимаем заднюю крышку головки блока цилиндров с прокладкой.
Для снятия клапанов потребуется съемник (рассухариватель).
Если конструкцией съемника не предусмотрен упор для клапана,...
...подкладываем под клапан подходящий упор.
Сжимаем пружины клапана рассухаривателем. Чтобы тарелка пружин легче сошла с сухарей, можно нанести легкий удар молотком по упорной сошке рассухаривателя.
Пинцетом вынимаем два сухаря и плавно отпускаем пружины.
Снимаем верхнюю тарелку и две пружины клапана.
Съемником удаляем маслоотражательный колпачок...
...и снимаем опорную шайбу.
Переворачиваем головку блока цилиндров и вынимаем клапан, пометив его, чтобы при последующей сборке поставить клапан на его прежнее место. Аналогично снимаем и помечаем остальные клапаны.
Шестигранным ключом «на 8» выворачиваем четыре заглушки масляных каналов, расположенные в торцах головки.
Очистив привалочную плоскость головки, проверяем качество прилегания головки к блоку лекальной (металлической) линейкой и щупом.
Неплоскостность свыше 0,05 мм можно устранить механической обработкой (шлифовкой), однако, если неплоскостность превышает 0,1 мм, головка подлежит выбраковке.
Керосином или дизельным топливом промываем головку, очищаем масляные каналы от отложений. Затем протираем поверхности чистой ветошью и продуваем каналы сжатым воздухом. Устанавливаем заглушки масляных каналов.
Заменив старые маслоотражательные колпачки новыми, устанавливаем клапаны в последовательности, обратной снятию.
Притирка клапанов
Наносим притирочную пасту на фаску клапана и устанавливаем его в соответствующую втулку головки.
Закрепляем на стержне клапана приспособление для притирки и, прижимая клапан к седлу, попеременно поворачиваем его в обе стороны.
Продолжаем притирку до тех пор, пока уплотняющая фаска клапана по всей своей ширине и длине не станет матовой и чистой.
Так же должна выглядеть и фаска на седле клапана.
Стираем ветошью с клапана и седла остатки пасты.