Снятие карданной передачи
Если движение автомобиля не сопровождалось вибрациями, вызванными карданной передачей, то при последующей сборке следует сохранить ранее существовавшее положение карданного вала относительно коробки передач и заднего моста. Для этого включаем любую передачу в коробке.
Помечаем зубилом или надфилем положение передней вилки (грязеотражателя) карданного шарнира относительно удлинителя коробки передач…
…и заднего фланца карданной передачи относительно фланца заднего моста.
Ключом «на 13» отворачиваем две гайки болтов крепления промежуточной опоры, удерживая болты ключом «на 12».
Ключом «на 17» отворачиваем четыре гайки болтов крепления карданной передачи к фланцу ведущей шестерни главной передачи, удерживая болты ключом «на 14».
Сдвинув карданную передачу назад, выводим хвостовик скользящей вилки из удлинителя заднего картера коробки передач и снимаем карданную передачу.
Чтобы исключить попадание грязи в коробку передач и утечку из нее масла, затыкаем отверстие в картере чистой ветошью.
Устанавливаем карданную передачу в обратной последовательности, совмещая сделанные метки.
Разборка карданной передачи
Так как карданная передача отбалансирована на заводе, при каждой ее разборке и последующей сборке необходимо сохранить первоначальное взаимное положение валов. В противном случае при движении автомобиля может возникнуть вибрация.
Чтобы при сборке шлицы хвостовика промежуточного вала и шлицевой вилки заняли прежнее положение, делаем метки краской или зубилом на трубе промежуточного вала…
…и шлицевой вилке среднего шарнира.
Отверткой отгибаем выступ стопорной шайбы, расположенной внутри шлицевой вилки.
Вставив в вилку вороток или отвертку, удерживаем шарнир и ключом «на 13» отворачиваем болт на три оборота.
Вынимаем П-образную пластину.
Медным молотком или через проставку сбиваем вилку со шлицев промежуточного вала.
Окончательно отворачиваем болт со стопорной шайбой.
Ударяя шлицевым хвостовиком промежуточного вала о деревянную подкладку, сбиваем промежуточную опору...
...и вынимаем из нее защитные кольца.
Перед сборкой карданной передачи закладываем смазку Литол-24 в углубления защитного кольца со стороны, обращенной к карданному валу, и вставляем кольцо.
Наносим смазку ШРУС-4 на шлицы промежуточного вала.
Оправкой, изготовленной из трубы (диаметром, приблизительно равным диаметру внутреннего кольца подшипника промежуточной опоры), напрессовываем опору на шлицы промежуточного вала до упора.
Закладываем смазку с другой стороны подшипника и надеваем второе защитное кольцо.
Устанавливаем уплотнительное кольцо в проточку вилки заднего карданного вала.
Заворачиваем болт с надетой на него стопорной шайбой в торец вала, предварительно смазав несколькими каплями герметика резьбовое отверстие.
Нанеся на заходную часть шлицев переднего вала поясок герметика шириной 10 мм,...
...устанавливаем вилку, совместив ранее нанесенные метки.
Вставляем П-образную пластину под стопорную шайбу так, чтобы выступ на пластине вошел во впадину шлица вилки, а усик на стопорной шайбе – в вырез пластины.
Заворачиваем и затягиваем болт.
Стопорим болт, отогнув на его грань выступ стопорной шайбы.
Разборка карданного шарнира
Промыв керосином детали шарнира,...
...помечаем их взаимное положение.
Поддевая отверткой, осторожно снимаем стопорные кольца подшипников.
Удобнее разобрать шарнир специальным съемником.
При его отсутствии выпрессовываем подшипник в тисках, для этого...
...подбираем из отрезков труб или колец старых подшипников упорное кольцо и оправку.
Шарнир зажимаем в тисках так, чтобы оправка располагалась со стороны масленки и выпрессовываем подшипники.
Снимаем с крестовины выпрессованные подшипники и выводим ось крестовины из вилки промежуточного вала.
При необходимости аналогично выпрессовываем вторую пару подшипников (манжеты должны остаться в корпусах подшипников) и вынимаем крестовину.
При установке нового шарнира очищаем его детали, смывая консервационную смазку.
Каждый подшипник моем отдельно, чтобы не перепутать иглы. На торцах манжет должны быть фаски, их можно сделать мелким надфилем.
Высушив вымытые детали, надеваем манжеты на шипы крестовины так, чтобы пружинки были обращены в сторону грязеотражателей. Заливаем немного масла в стаканы подшипников и надеваем их на крестовину. Теперь снимаем
три из них вместе с манжетами, а четвертый (ближайший к масленке) – оставляем.
Если детали шарнира не меняем, то устанавливаем подшипник на ближний к масленке шип крестовины и надеваем на него стопорное полукольцо.
Дальнейшую сборку как новых, так и бывших в эксплуатации шарниров выполняем в такой последовательности:
...свободный шип крестовины вводим в проушину вилки, а затем противоположный шип с надетым на него подшипником и стопорным кольцом – в противоположную проушину.
На свободный шип надеваем подшипник, введя его в проушину вилки.
Убедившись, что оба подшипника направлены в отверстия вилки, вкладываем между губкой тисков и проушиной вилки упорное кольцо, зажимаем шарнир в тиски и сводим губки тисков, запрессовывая оба подшипника оси крестовины.
Запрессовываем подшипники до касания стопорного кольца ближнего к масленке подшипника с проушиной вилки.
Надеваем второе стопорное кольцо на противоположный подшипник.
Обе половины шарнира собираем одинаково, но не забудьте сохранить взаимное положение вилок, ориентируясь по меткам, сделанным до разборки.
Собирая остальные шарниры, устанавливаем крестовины так, чтобы масленки всех шарниров располагались в одной плоскости и по одну сторону шарнира.