Сливаем охлаждающую жидкость (см. раздел «3.4.2. Замена охлаждающей жидкости и снятие расширительного бачка системы охлаждения (автомобили с 2003г)») и масло из двигателя (см. раздел «3.1. Замена масла, масляного фильтра, датчика давления масла»)
Головкой «на 12» отворачиваем две гайки верхнего…
…и головкой «на 10» гайку нижнего креплений защитного экрана выпускного коллектора.
Снимаем защитный экран со шпилек.
Снимаем выпускной коллектор (операция аналогична снятию выпускного коллектора на двигателе ЗМЗ-406, см. раздел «3.3.2. Снятие впускного трубопровода и выпускного коллектора», за исключением снятия экрана забора теплого воздуха и отсоединения от выпускного коллектора трубки рециркуляции).
Для удобства работы снимаем переднюю и верхнюю панели облицовки радиатора (см. раздел «9.3.1. Снятие наружных деталей кузова (автомобили с 2003г)»).
Снимаем воздушный фильтр (см. раздел «4.2.1. Замена фильтров системы питания (автомобили с 2003г)»).
Ослабив затяжку хомута…
…снимаем подводящий шланг радиатора с патрубка корпуса термостата.
Ослабив затяжку хомутов…
…снимаем с патрубка радиатора пароотводящий шланг…
…отсоединяем от тройника шланг расширительного бачка…
…и снимаем отводящий шланг радиатора с патрубка насоса охлаждающей жидкости.
Головкой «на 10» отворачиваем четыре гайки крепления кожуха вентилятора к радиатору.
Сдвигаем кожух к двигателю…
…и вынимаем радиатор.
Вынимаем кожух вентилятора.
Снимаем генератор (см. раздел «8.12.1.Снятие и разборка генератора 3212.3771 (автомобили с 2003г)»).
Снимаем ресивер (см. раздел «4.2.4. Рампа, форсунки, ресивер - их проверка и замена узлов (автомобили с 2003г)»).
Снимаем верхний гидронатяжитель цепи привода ГРМ (см. раздел «3.3.4. Гидротолкатели, снятие и установка гидронатяжителей»).
Снимаем термостат (см. раздел «5.1.4. Термостат и датчики системы охлаждения»).
Отсоединяем колодки проводов от катушек зажигания и снимаем наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания (см. раздел «8.12.1. Датчики системы управления двигателя ЗМЗ-40522, проверка и замена (автомобили с 2003г)»).
Нажав на фиксатор, отсоединяем колодку провода датчика синхронизации от колодки жгута проводов системы управления двигателем.
Вынимаем колодку провода датчика синхронизации из держателя.
Нажав на фиксатор, отсоединяем колодку проводов датчика фазы от колодки жгута проводов системы управления двигателем.
Вынимаем колодку проводов датчика фазы из держателя.
Снимаем впускной трубопровод .
Снимаем крышку головки блока цилиндров (см. раздел «3.3.3. Замена распределительных валов»).
Головкой «на 12» отворачиваем четыре болта крепления передней крышки головки блока цилиндров.
Снимаем крышку.
Поворачивая коленчатый вал головкой «на 36» по часовой стрелке за болт крепления шкива коленчатого вала, выставляем вал в положение ВМТ такта сжатия первого цилиндра. При этом риска на шкиве коленчатого вала должна совпадать с выступом на передней крышке блока цилиндров...
…а метки на звездочках распределительных валов быть развернуты в противоположные стороны и располагаться на уровне верхней кромки головки блока цилиндров.
Снимаем распределительные валы (см. раздел «3.3.3. Замена распределительных валов»).
Снимаем головку блока цилиндров и ее прокладку (см. раздел «3.3.8. Снятие и ремонт головки блока цилиндров»).
Снимаем поддон картера двигателя и опускаем его на балку переднего моста (см. раздел «3.3.5. Разборка привода газораспределительного механизма»).
Головкой «на 12» отворачиваем четыре болта крепления крыльчатки вентилятора (На часть двигателей устанавливается электромагнитная муфта включения вентилятора.) и снимаем крыльчатку.
Ослабляем затяжку хомута крепления шланга…
…и снимаем шланг отопителя с патрубка насоса охлаждающей жидкости.
Ключом «на 13» отворачиваем две гайки…
…и шестигранником «на 6» отворачиваем два винта переднего крепления насоса охлаждающей жидкости.
Ключом «на 12» отворачиваем болт заднего крепления насоса охлаждающей жидкости.
Снимаем насос.
Отвернув болт крепления натяжного ролика ключом «на 12»…
…снимаем ролик ремня привода вспомогательных агрегатов.
Вынимаем провод датчика синхронизации из держателя.
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления датчика синхронизации.
Снимаем датчик.
Для отворачивания болта крепления шкива коленчатого вала включаем передачу и стояночный тормоз или удерживаем коленчатый вал от вращения, вставив отвертку между зубьями маховика.
Головкой «на 36» отворачиваем болт крепления шкива коленчатого вала.
Под головкой болта установлена стопорная шайба.
Двумя монтажными лопатками равномерно спрессовываем шкив коленчатого вала, упираясь в переднюю крышку блока цилиндров.
Снимаем шкив.
Шестигранником «на 6» отворачиваем два винта крепления кронштейна генератора и снимаем кронштейн.
Головкой «на 10» отворачиваем два болта крепления крышки нижнего гидронатяжителя цепи (верхний болт также крепит держатель провода датчика синхронизации)…
…и снимаем крышку.
Аккуратно вынимаем гидронатяжитель нижней цепи.
Шестигранником «на 6» отворачиваем пять винтов крепления передней крышки блока цилиндров (винты А и В длиннее других).
Снимаем крышку.
Снимаем верхнюю цепь.
Шестигранником «на 6» отворачиваем ось рычага звездочки устройства натяжения верхней цепи.
Ось установлена на резьбовой герметик, поэтому при отворачивании оси возможно ее повреждение.
Поврежденную ось необходимо заменить.
Снимаем ось и рычаг со звездочкой.
Аналогично снимаем рычаг со звездочкой устройства натяжения нижней цепи.
Ключом или головкой «на 12» отворачиваем два болта крепления проставки устройства натяжения верхней цепи.
Снимаем проставку.
При необходимости замены подшипника звездочки натяжения цепи щипцами разжимаем и снимаем стопорное кольцо оси подшипника звездочки.
Вынимаем ось и снимаем звездочку с рычага.
Сжав щипцами, вынимаем стопорное кольцо подшипника.
Вынимаем подшипник из звездочки.
Элементы устройства натяжения цепи: 1 – ось подшипника; 2 – шайба; 3 – стопорное кольцо подшипника; 4 – звездочка; 5 – подшипник; 6 – стопорное кольцо оси.
Устанавливаем подшипник в обратной последовательности.
Очищаем привалочные плоскости блока цилиндров, поддон картера, крышек, насоса охлаждающей жидкости от остатков прокладок и герметика.
Уплотнительные прокладки заменяем новыми.
Устанавливаем звездочки, цепь и переднюю крышку блока цилиндров в обратной последовательности.
При установке звездочки устройства натяжения нижней цепи необходимо убедиться в совпадении меток на звездочках коленчатого и промежуточного валов. На резьбы осей рычагов звездочек устройств цепей натяжения и болтов крепления проставки наносим резьбовой герметик.
Заряжаем и устанавливаем гидронатяжитель нижней цепи привода газораспределительного механизма (см. раздел «3.3.4. Гидротолкатели, снятие и установка гидронатяжителей»).
Устанавливаем головку блока цилиндров в обратной последовательности. При этом…
…наносим на привалочную плоскость передней крышки блока цилиндров (на участке контакта с прокладкой головки блока) тонкий слой силиконового герметика.
Заряжаем и устанавливаем гидронатяжитель верхней цепи привода газораспределительного механизма (см. раздел «3.3.4. Гидротолкатели, снятие и установка гидронатяжителей»).
Порядок затяжки болтов крепления головки блока цилиндров смотреть разделе «3.3.8. Снятие и ремонт головки блока цилиндров».
Устанавливаем все снятые детали и узлы в обратной последовательности. Заполняем систему охлаждения жидкостью и заливаем масло в двигатель (см. разделы: «3.4.2. Замена охлаждающей жидкости и снятие расширительного бачка системы охлаждения (автомобили с 2003г)», «3.1. Замена масла, масляного фильтра, датчика давления масла»).