Снимаем коробку передач (см. раздел «6.2.1. Снятие коробки передач»).
Очищаем коробку от грязи снаружи и промываем ее внутреннюю полость дизельным топливом или керосином.
Устанавливаем на цилиндрическую поверхность крышки подшипника муфту выключения сцепления.
Снимаем опору силового агрегата (см. раздел «3.2. Снятие двигателя и замена опор силового агрегата»).
Снимаем выключатель света заднего хода и привод спидометра (см. раздел «6.2.3. Замена масла, смена манжет и датчиков»).
Ключом «на 12» отворачиваем три болта крепления крышки подшипника (болты установлены на герметике).
Снимаем крышку с прокладкой.
При установке крышки обратите внимание на совпадение масляного дренажного канала в крышке и отверстия в картере.
Поддев отверткой, вынимаем из крышки манжету первичного вала (при разборке коробки передач заменяем все манжеты независимо от их состояния).
При помощи оправки или подходящей по диаметру головки запрессовываем новую манжету
Ключом «на 13» отворачиваем и вынимаем болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода к переднему картеру.
Тонкой отверткой поддеваем и снимаем стопорное кольцо подшипника первичного вала.
Ключом «на 12» отворачиваем сапун и снимаем его.
Накидным ключом или головкой «на 12» отворачиваем десять болтов, соединяющих передний и задний картеры (два болта, проходящие через установочные втулки, длиннее остальных).
Осторожно постукивая молотком через латунную оправку, расстыковываем передний и задний картеры. При этом нельзя наносить удары по торцу первичного вала, так как будут повреждены синхронизаторы.
Разъединяем картеры коробки передач.
Осторожно, стараясь не повредить, снимаем уплотнительную прокладку.
Вынимаем из расточки под подшипник промежуточного вала в переднем картере регулировочные шайбы. Их может и не быть. В этом случае осевой зазор в подшипниках устанавливается только толщиной межкартерной уплотнительной прокладки.
Проворачивая первичный вал, включаем передачу заднего хода (сдвигаем вперед шток V передачи и заднего хода).
Ключом «на 10» отворачиваем болты крепления трех вилок переключения передач.
Ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления корпуса рычага переключения передач.
Снимаем корпус рычага с прокладкой.
Ключом «на 12» отворачиваем болты крепления пластины фиксаторов штоков.
Снимаем пластину с прокладкой.
Вынимаем три пружины и три шарика фиксаторов включения передач (их можно вынуть намагниченной отверткой или перевернув коробку).
Вынимаем шток включения I–II передач (чтобы не перепутать при сборке, сразу надеваем на шток вилку и крепим ее болтом).
Вынимаем шток включения V передачи и передачи заднего хода, надев на него соответствующую вилку.
Вынимаем шток включения III–IV передач. Из штока извлекаем стопорный палец.
Чтобы не выпали плунжеры блокиратора, вставляем в отверстия штоков трубочки, свернутые из плотной бумаги.
Ключом «на 13» отворачиваем болт крепления оси шестерни заднего хода к заднему картеру.
Щипцами раздвигаем усики стопорного кольца заднего подшипника вторичного вала и, постукивая медным молотком по заднему торцу вторичного вала,…
…вынимаем комплект валов вместе с осью и промежуточной шестерней заднего хода.
Разъединяем первичный и вторичные валы.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи и вынимаем 14 роликов передней опоры вторичного вала.
Шестерни, синхронизаторы и другие детали, расположенные на первичном и вторичном валах, похожи друг на друга. Чтобы их не перепутать и для облегчения последующей сборки, следует аккуратно раскладывать детали в порядке снятия.
Двумя тонкими отвертками или специальными щипцами разжимаем и снимаем с первичного вала стопорное…
…и пружинное кольца.
Бородком (двумя монтажными лопатками или специальным съемником) спрессовываем подшипник первичного вала.
Аналогично снимаем оба подшипника промежуточного вала.
Установив вторичный вал вертикально в тисках через мягкие прокладки,...
...снимаем стопорное…
…и пружинное кольца ступицы муфты включения III–IV передач.
Снимаем муфту в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора.
Этот комплект лучше не разбирать, но если такая необходимость возникла, пометьте взаимное положение деталей.
Муфты включения передач несимметричны, поэтому они устанавливаются только в одном положении.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора…
…и шестерню III передачи вместе с пластмассовым сепаратором и роликами.
Отверткой поддеваем и снимаем стопорное кольцо…
…и два упорных полукольца.
Намагниченной отверткой вынимаем стопорный шарик полуколец.
Снимаем шестерню II передачи с подшипником.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора II передачи.
Снимаем стопорное кольцо.
Снимаем муфту включения I–II передач…
…и кольцо синхронизатора I передачи.
Снимаем шестерню I передачи с подшипником.
Дальнейшую разборку вторичного вала проводим с другого конца.
Поддев тонкой отверткой, снимаем стопорное…
…и пружинное кольца.
Снимаем ведущую шестерню привода спидометра…
…и вынимаем ее стопорный шарик.
Двумя монтажными лопатками или специальным съемником снимаем задний подшипник вторичного вала.
Снимаем упорную шайбу.
Вынимаем плоскогубцами штифт.
Снимаем шестерню V передачи с подшипником…
…и блокирующее кольцо синхронизатора.
Снимаем дистанционное кольцо.
Разжав специальными щипцами и одновременно поддев отверткой, снимаем пружинное кольцо…
…и муфту включения V передачи и заднего хода.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора.
Снимаем шестерню передачи заднего хода с подшипником.
Извлекаем из удлинителя заднего картера две манжеты (см. раздел «6.2.3. Замена масла, смена манжет и датчиков»).
Осевой зазор промежуточного вала должен быть в пределах 0–0,2 мм.
Он обеспечивается установкой регулировочных прокладок между торцом наружного кольца переднего подшипника промежуточного вала и торцом гнезда под подшипник в переднем картере. При замене переднего или заднего картера, промежуточного вала или его подшипников необходимо рассчитать толщину регулировочной прокладки по формуле: Т = А – В – Д + С (мм), где: Д – осевой зазор блока шестерен (0–0,2 мм); С – расчетная толщина сжатой между передним и задним картерами прокладки, равная 0,33мм.
Определение осевого зазора промежуточного вала: А – фактический размер от торца гнезда под передний подшипник промежуточного вала до привалочной плоскости переднего картера; В – фактический размер от привалочной плоскости заднего картера до торца наружного кольца переднего подшипника промежуточного вала; С – толщина сжатой прокладки между передним и задним картерами; Т – толщина пакета регулировочных прокладок.
На картерах коробки не допускается наличие трещин. Гнезда подшипников, отверстия под штоки переключения передач и сталебаббитовая втулка заднего картера не должны иметь забоин, задиров и заметного износа. Подшипники должны входить в гнезда плотно, от усилия руки или при легком постукивании молотком через проставку.
Прокладки должны быть целыми, без разрывов, расслоений и надломов.
Валы, штоки и ось промежуточной шестерни заднего хода не должны иметь трещин, следов износа, задиров и наволакивания металла. Детали на шлицах должны передвигаться легко, без люфтов и заеданий. Мелкие задиры и следы коррозии можно удалить шлифованием: на шлицах – мелкой наждачной бумагой, а на шейках валов – тонкоабразивной шлифовальной пастой, пастой ГОИ.
На зубьях шестерен и муфт синхронизаторов не допускаются сколы, задиры и выкрашивания, на конусах синхронизаторов также не должно быть следов наволакивания металла. Кольца синхронизаторов из цветного металла со следами износа следует заменить.
Подшипники должны вращаться легко, без заеданий, щелчков, люфта и вибраций. Сепараторы подшипников не должны касаться колец, иметь трещины и разрывы.
Если пробег автомобиля более 100 000 км, то подшипники рекомендуется заменить. Манжеты скользящей вилки карданного вала и первичного вала замените независимо от их состояния.
Перед сборкой промываем детали в керосине или дизельном топливе, резьбовые отверстия картера обезжириваем ацетоном или растворителем для нитрокрасок. На поверхности трения механизма переключения передач, сталебаббитовую втулку, манжеты и шлицы вторичного вала наносим смазку ШРУС-4, на остальные поверхности, подшипники и их гнезда – трансмиссионное масло.
Собираем коробку в обратной последовательности.
Для облегчения установки валы можно связать шнуром. На все картонные прокладки и болты перед установкой наносим тонкий слой герметика.