Автомобиль с двигателем ЗМЗ-4063 оснащается бесконтактной системой зажигания с микропроцессорным управлением.
Система состоит из электронного блока управления, датчиков, двух катушек зажигания, свечей зажигания, наконечников свечей, соединительных проводов высокого и низкого напряжения.
Блок управления (контроллер)
Электронный блок управления — специализированный компьютер, который обрабатывает данные, полученные от установленных на двигателе датчиков синхронизации, абсолютного давления, детонации и температуры, управляет работой двух катушек (подавая на них импульсы низкого напряжения) и электромагнитным клапаном ЭПХХ. Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: первом и четвертом либо втором и третьем.
Блок МИКАС 5.4 209.3763-004 (или МКД 105) установлен под капотом на щитке передка. При неисправности датчиков давления, температуры и абсолютного давления блок переходит в резервный режим работы. Двигатель при этом продолжает работать, хотя и не в оптимальном режиме. Это позволяет доехать до места ремонта.
Блок управления диагностирует цепи датчиков, а также проверяет исправность собственной схемы.
При обнаружении неисправности…
.
…блок включает лампу сигнализатора.
Система диагностики блока управления имеет несколько режимов работы.
Рабочий режим
При работе двигателя электронный блок управления постоянно контролирует входящие сигналы от датчиков. О неисправностях, которые появляются и исчезают, блок информирует коротким (около 0,5 с) включением лампы сигнализатора. При этом коды неисправностей, появляющиеся чаще одного раза в две минуты, заносятся в память электронного блока.
Коды неисправностей, которые не появляются в течение более двух часов, будут стерты из памяти.
О неисправности, которая постоянно присутствует в системе, информирует постоянно горящая лампа сигнализатора.
Режим вывода диагностической информации
В этом режиме электронный блок с помощью лампы сигнализатора отображает коды неисправностей, зафиксированные в памяти.
Каждой неисправности соответствует двух- или трехзначный световой код (см. таблицу «Коды неисправностей»). Каждой цифре кода соответствует серия коротких (по 0,5 с) вспышек лампы сигнализатора. Между сериями вспышек следует пауза (около 1,5 с).
После того, как все цифры одного кода будут переданы (2 или 3 серии вспышек в зависимости от того, какой код имеет неисправность двух- или трехзначный), следует длинная (около 4 с) пауза.
Например, неисправность под кодом «197» будет передана в такой последовательности: одно короткое включение, короткая пауза, девять коротких включений, короткая пауза, семь коротких включений, длинная пауза.
Код каждой неисправности повторяется трижды.
Режим работы с диагностическим оборудованием
Для более полной проверки или, когда сигнализатор не работает, к колодке диагностики подключают специальный тестер DST-2M.
Такую работу могут выполнить только специалисты, располагающие необходимым оборудованием.
Режим удаления кодов неисправностей
Коды неисправностей стираются из памяти при отключении аккумуляторной батареи.
Коды неисправностей
Неисправность |
Код неисправности |
Контроллер 209.3763-004 |
Контроллер МКД 105 |
Режим начала диагностики (работоспособность самодиагностики) |
12 |
- |
Короткое замыкание цепи датчика абсолютного давления |
15 |
73 |
Обрыв цепи датчика абсолютного давления |
16 |
- |
Короткое замыкание цепи датчика температуры охлаждающей жидкости |
21 |
14 |
Низкое напряжение бортовой сети (менее 10 В) |
25 |
49 |
Высокое напряжение бортовой сети (более 18 В) |
26 |
48 |
Неисправность датчика синхронизации |
53 |
- |
Неисправность блока управления |
51, 52, 61 - 65 |
- |
Короткое замыкание цепи лампы сигнализатора |
181 |
- |
Обрыв цепи лампы |
182 |
- |
Короткое замыкание цепи электромагнитного клапана (ЭПХХ) |
197 |
- |
Обрыв цепи электромагнитного клапана (ЭПХХ) |
198 |
- |