Все детали шатунно-поршневой группы делятся на категории и индивидуально подбираются друг к другу по размерным группам, обозначаемыми цифрами, буквами и краской на деталях шатунно-поршневой группы и блоке цилиндров.
Обозначение «406» на поршне указывает на то, что он предназначен для двигателей семейства ЗМЗ-406.
На днище поршня выбиты два обозначения. По букве, нанесенной краской на новом блоке, поршень подбирается к цилиндру.
При ремонте с расточкой цилиндров требуемые зазоры обеспечиваются в процессе расточки и хонингования под заранее приобретенные поршни ремонтного размера.
Поршни (по диаметрам отверстий в бобышках), шатуны (по диаметру отверстия в верхней головке) и поршневые пальцы (по наружному диаметру) делятся на четыре группы, помеченные краской: I – белой, II – зеленой, III – желтой, IV – красной.
На пальце номер группы обозначен краской на внутренней поверхности или торце. Он должен совпадать с группой, указанной на поршне.
Римская цифра указывает требуемую группу поршневого пальца.
На шатуне номер группы тоже обозначается краской. Он должен либо совпадать, либо быть соседним с пальцем группы.
Смазанный моторным маслом палец должен с небольшим усилием перемещаться в головке шатуна, но не выпадать из нее.
Нагреваем поршень до температуры 60–80 °С. Вводим головку шатуна между бобышками поршня и запрессовываем смазанный моторным маслом поршневой палец.
Запрессовать палец можно медным молотком, удерживая поршень на весу, или специальным приспособлением.
После сборки выступ на нижней головке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись «ПЕРЕД» на поршне.
Фиксируем поршневой палец в бобышках поршня стопорными кольцами.
Проверяем поршневые кольца. Установленные в цилиндр на глубину 20–30мм компрессионные кольца должны иметь зазор в замке 0,3–0,6мм, маслосъемное – 0,5–1мм.
Надеваем кольца на поршень.
Раскрыв замок расширителя маслосъемного кольца, надеваем кольцо на поршень, вводим в нижнюю канавку и сводим замок.
Надеваем на расширитель маслосъемное кольцо. Угол между замками кольца и расширителя при неразборном кольце 45°, при разборном – 90°.
Надеваем нижнее компрессионное кольцо надписью «ВЕРХ» к днищу поршня.
Последним надеваем верхнее компрессионное кольцо.
Кольца поворачиваем так, чтобы замки компрессионных колец находились с противоположных сторон поршня, а замок маслосъемного кольца был расположен под углом 90° к замкам компрессионных колец.