Снимаем c коробки передач датчик скорости (см. раздел «6.2.3. Замена масла, смена манжет и датчиков»).
Снимаем коробку передач (см. раздел «6.2.1. Снятие коробки передач») и очищаем ее от грязи.
Ключом «на 17» отворачиваем две гайки…
…и снимаем подушку опоры силового агрегата.
Ключом «на 27» отворачиваем выключатель ламп света заднего хода.
Соединение выключателя с корпусом коробки передач уплотнено картонной прокладкой.
Ключом «на 10» отворачиваем болт скобы крепления привода спидометра…
…и снимаем скобу.
Вынимаем привод спидометра из отверстия картера коробки передач.
Соединение привода спидометра с корпусом коробки передач уплотнено резиновым кольцом.
Ключом «на 12» отворачиваем три болта крепления крышки подшипника (на резьбовую часть болтов нанесен герметик)…
…и снимаем крышку с прокладкой.
При установке крышки следует обратить внимание на совпадение…
…масляного дренажного канала в крышке и отверстия в картере.
Поддеваем отверткой и вынимаем манжету первичного вала.
При разборке коробки передач заменяем все манжеты независимо от их состояния.
Оправкой или подходящей по диаметру инструментальной головкой запрессовываем новую манжету.
Ключом «на 13» отворачиваем болт крепления оси шестерни заднего хода к переднему картеру.
Отверткой с тонким лезвием поддеваем…
…и снимаем стопорное кольцо подшипника первичного вала.
Ключом «на 12» отворачиваем…
…и снимаем сапун.
Ключом «на 12» отворачиваем десять болтов, скрепляющих передний и задний картеры (два болта, проходящие через установочные втулки, длиннее остальных).
Осторожно постукивая молотком через латунную оправку, расстыковываем картеры.
Нельзя наносить удары по торцу первичного вала.
Разъединяем картеры коробки передач.
Осторожно, старясь не повредить, снимаем уплотнительную прокладку.
При необходимости замены наружного кольца роликового подшипника промежуточного вала в переднем картере…
…двухзахватным съёмником…
…выпрессовываем наружное кольцо подшипника.
Под наружным кольцом подшипника в проточке переднего картера установлена регулировочная прокладка.
Поворачивая первичный вал…
…включаем передачу заднего хода (отверткой сдвигаем вперед шток V передачи и заднего хода).
Ключом «на 10» отворачиваем болты крепления трех вилок переключения передач (на резьбовую часть болтов нанесен герметик).
Ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления корпуса рычага переключения передач.
Под передним левым болтом установлен держатель провода датчика скорости.
Снимаем корпус рычага…
…и уплотнительную прокладку.
Ключом «на 12» отворачиваем два болта крепления пластины фиксаторов штоков…
…и снимаем пластину.
Вынимаем три пружины фиксаторов включения передач.
Снимаем уплотнительную прокладку (она установлена на герметике).
Из каналов вынимаем три шарика фиксаторов включения передач (их можно вынуть намагниченной отверткой или перевернув коробку).
Удерживая вилку штока включения I–II передач…
…вынимаем шток.
Снимаем вилку включения I–II передач с муфты.
Если сухари вилок не изношены, их следует оставить на своих местах не переворачивая, т. к. они приработались. Чтобы сухари не выпали из вилки…
…фиксируем их скотчем или изоляционной лентой.
Для замены сухаря…
…извлекаем его из отверстия втулки.
Устанавливаем в вилку новый сухарь.
Чтобы не перепутать вилки при сборке…
…надеваем вилку включения I–II передач на шток и фиксируем ее болтом.
Вынимаем шток V передачи и передачи заднего хода.
Вилку штока можно будет извлечь только после снятия штока III–IV передач.
Вынимаем шток III–IV передач…
…и извлекаем из отверстия штока штифт блокиратора.
Снимаем вилку включения III–IV передач.
Зафиксировав сухари скотчем, надеваем вилку на шток.
Снимаем вилку включения V передачи и передачи заднего хода...
Также фиксируем сухари скотчем и надеваем вилку на шток.
Чтобы не выпадали плунжеры блокираторов…
…в отверстия картера вместо штоков вставляем трубочки, свернутые из плотной бумаги.
Ключом «на 13» отворачиваем болт крепления оси шестерни заднего хода к заднему картеру.
Щипцами разжимаем стопорное кольцо заднего подшипника вторичного вала и постукивая медным молотком по заднему торцу вторичного вала…
…вынимаем вторичный и промежуточный валы вместе с осью и шестерней заднего хода из заднего картера коробки передач.
Разъединяем первичный и вторичный валы и вынимаем 14 роликов подшипника из первичного вала.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора IV с вала.
Для удобства сборки следует помечать или раскладывать в порядке снятия шестерни, синхронизаторы и другие детали коробки передач.
Двумя тонкими отвертками или специальными щипцами разжимаем…
…и снимаем с первичного вала стопорное кольцо.
Снимаем пружинное кольцо.
Бородком (двумя монтажными лопатками или специальным съемником) спрессовываем подшипник первичного вала.
Для замены подшипника промежуточного вала…
…поддеваем его двумя отвертками или монтажными лопатками и спрессовываем с промежуточного вала.
Аналогично спрессовываем другой подшипник промежуточного вала.
Для разборки вторичного вала устанавливаем его вертикально в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Поддеваем отверткой...
…и снимаем стопорное кольцо.
Снимаем пружинное кольцо…
…и муфту включения III–IV передач в сборе со ступицей, сухарями и пружинами.
При разборке обратите внимание, что муфты не симметричны, поэтому они устанавливаются только в одном положении.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора…
…и шестерню III передачи.
Снимаем игольчатый подшипник шестерни III передачи.
Отверткой поддеваем…
…и снимаем стопорное кольцо…
…и два упорных полукольца.
Пинцетом вынимаем из отверстия вала стопорный штифт полуколец.
Снимаем шестерню II передачи...
…и игольчатый подшипник шестерни II передачи.
Поддев отверткой…
…снимаем стопорное кольцо.
Снимаем муфту включения I–II передач в сборе со ступицей, сухарями, пружинами и кольцами синхронизатора.
Вынимаем из муфты внутреннее…
... среднее ...
…и блокирующее кольца синхронизатора II передачи.
Снимаем с вала блокирующее кольцо…
…среднее…
…и внутреннее кольца синхронизатора I передачи.
Снимаем шестерню I передачи.
Снимаем с вала игольчатый подшипник шестерни I передачи.
Дальнейшую разборку вторичного вала проводим с другого конца.
Поддев отверткой…
…снимаем стопорное кольцо с вала.
Снимаем пружинное кольцо (оно устанавливается выпуклой стороной к стопорному кольцу)…
…и ведущую шестерню привода спидометра.
Пинцетом вынимаем из отверстия вала стопорный штифт ведущей шестерни привода спидометра.
Двумя монтажными лопатками (или специальным съемником)…
…спрессовываем задний подшипник вторичного вала.
Снимаем упорную шайбу.
Пинцетом вынимаем штифт из отверстия вала.
Снимаем шестерню V передачи…
…и игольчатый подшипник шестерни V передачи.
Снимаем дистанционное кольцо.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора V передачи.
Специальными щипцами разжимаем стопорное кольцо…
…и снимаем его с вала.
Снимаем муфту включения V передачи и передачи заднего хода в сборе со ступицей, сухарями и пружинами.
Снимаем блокирующее кольцо передачи заднего хода.
Снимаем шестерню передачи заднего хода…
…и игольчатый подшипник.
Разъединять муфту и ступицу синхронизатора не рекомендуется, но если такая необходимость возникла, помечаем взаимное положение деталей.
Отверткой поддеваем…
…и снимаем пружину синхронизатора.
Аналогично снимаем пружину с другой стороны муфты…
…и вынимаем три сухаря.
Снимаем муфту со ступицы.
Сборку муфты проводим в обратной последовательности. При этом…
…загнутый конец пружины синхронизатора вставляем внутрь сухаря и укладываем пружину под выступы двух других сухарей.
Загнутый конец второй пружины вставляем в тот же сухарь, но с другой стороны ступицы, и укладываем ее в противоположном направлении.
Сборку коробки передач производим в обратной последовательности.
При снятии ведущей шестерни привода спидометра стопорное кольцо немного разгибается. При установке кольца...
…сжимаем его концы.
Роликовые конические подшипники промежуточного вала должны иметь предварительный натяг 0,03–0,13 мм. Он обеспечивается установкой регулировочной прокладки между наружным кольцом переднего подшипника и торцом гнезда под подшипник в переднем картере. Рассчитываем толщину регулировочной прокладки аналогично толщине регулировочной прокладки для вала с шариковыми подшипниками, но по формуле Т=А–В+Д+С (мм), где Д — предварительный натяг подшипников.
Определение осевого зазора промежуточного вала: А – фактический размер от торца гнезда под передний подшипник промежуточного вала до привалочной плоскости переднего картера; В – фактический размер от привалочной плоскости заднего картера до торца наружного кольца переднего подшипника промежуточного вала; С – толщина сжатой прокладки между передним и задним картерами; Т – толщина пакета регулировочных прокладок.
Устанавливаем регулировочную прокладку в проточку переднего картера…
…и запрессовываем наружное кольцо подшипника в гнездо картера, нанося удары молотком по торцу деревянного бруска.
Передний картер удобнее устанавливать, предварительно закрепив задний картер в сборе с валами в тиски в вертикальном положении.
При напрессовке переднего картера на подшипник первичного вала необходимо удерживать вал в крайнем верхнем положении (вытягивая его вверх), иначе проточка на наружном кольце подшипника будет перекрыта картером и невозможно будет установить стопорное кольцо.