Доливка масла в рулевой механизм без гидроусилителя
Шестигранником «на 12» отворачиваем пробку.
Масляным шприцем доливаем трансмиссионное масло по нижнюю кромку заливного отверстия.
Заворачиваем пробку на место.
Снятие и регулировка рулевого механизма без гидроусилителя
Необходимость регулировки возникает в случае увеличения свободного хода рулевого колеса свыше 37 мм для автобуса и 45 мм для остальных модификаций автомобиля (см. раздел «7.1.1. Проверка тех.состояния рулевого управления и рулевая колонка»).
Повернув рулевое колесо на 2,5 оборота из положения прямолинейного движения в любую сторону…
…и покачивая винт рулевого механизма за закрепленную на нем вилку, проверяем осевой или радиальный зазор в подшипниках рулевого механизма. Люфт не должен ощущаться рукой.
Для регулировок рулевого механизма необходимо его снятие.
Отсоединяем рулевой вал от рулевого механизма (см. раздел «7.1.1. Проверка тех.состояния рулевого управления и рулевая колонка»).
Отсоединяем от сошки рулевого механизма продольную рулевую тягу (см. раздел «7.1.2. Карданные шарниры рулевого вала, рулевые тяги и маятниковые рычаги»).
Снимаем рулевой механизм с кронштейна рамы (см. раздел «7.1.4. Рулевой механизм с гидроусилителем»).
Головкой «на 36» отворачиваем и снимаем гайку крепления сошки...
…и пружинную шайбу.
Помечаем зубилом положение сошки на валу и обрабатываем соединение проникающей жидкостью (керосином, WD-40 и т.п.).
Попеременно подтягивая болт съемника и нанося резкие удары по сошке через проставку, стягиваем сошку со шлицев вала...
...и снимаем ее.
В шлицевом соединении выполнены:
...четыре сдвоенных паза на валу…
…и четыре сдвоенных шлица в отверстии сошки.
Перед разборкой механизма отворачиваем пробку заливного отверстия (см. выше «Доливка масла в рулевой механизм без гидроусилителя»8)…
…и сливаем масло в емкость (не менее 0,5 л).
Снимаем пластмассовую крышку…
…и поролоновый уплотнитель.
Головкой «на 13» отворачиваем четыре болта крепления верхней крышки картера механизма.
Поддев отверткой, снимаем крышку…
…и удаляем одну из регулировочных прокладок.
Устанавливаем крышку, аккуратно и равномерно затягиваем болты и проверяем люфт.
При наличии люфта снимаем еще одну прокладку. Добившись отсутствия люфта, регулируем зазор в зацеплении пары гайка — вал-сектор. Для этого устанавливаем на вал сошку и, слегка затянув ее гайку, вращением винта переводим сошку в среднее положение, после чего покачиваем вал-сектор за сошку. Ход конца сошки не должен ощущаться рукой (превышать 0,3 мм).
Если он больше, поддев шилом или тонкой отверткой,…
...снимаем пластмассовую крышку…
…и вынимаем две пробки.
Щипцами снимаем стопорные кольца с обеих сторон корпуса механизма.
Тонким бородком с тупым концом выбиваем из отверстия осаженную кромку наружного кольца подшипников вала-сектора.
Специальным ключом поворачиваем эксцентриковые наружные кольца подшипников в отверстиях картера по часовой стрелке со стороны шлицевого конца вала-сектора.
При регулировке следует исключить возможность перекоса вала-сектора, для чего поворачиваем оба подшипника поочередно на малый угол до устранения зазоров в зацеплении.
Момент поворота винта на отрегулированном механизме должен быть 10–18 кгс.см.
Фиксируем от проворота эксцентриковые кольца, отогнув бородком их буртики в отверстия картера.
Собираем рулевой механизм в обратной последовательности.
Поролоновый уплотнитель вала-сектора при сборке смачиваем трансмиссионным маслом, а шлицевое соединение покрываем смазкой ШРУС-4 или ШРБ-4.
Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности, совместив нанесенные метки (см. рисунок 4). После установки заливаем трансмиссионное масло (см. выше «Доливка масла в рулевой механизм без гидроусилителя»).