Снятие ресивера
Отсоединяем колодку проводов от датчика положения дроссельной заслонки (см. раздел «8.12.1. Датчики системы управления двигателя ЗМЗ-40522, проверка и замена (автомобили с 2003г)»).
Снимаем с ресивера дроссельный узел, не отсоединяя от него подводящего и отводящего шлангов системы охлаждения двигателя (см. раздел «4.2.3. Дроссельный узел, регулировка и замена его элементов»)….
…и отводим дроссельный узел в сторону.
Ослабив хомут...
…снимаем шланг вакуумного усилителя со штуцера ресивера.
Головкой «на 10» отворачиваем два болта крепления кронштейна наконечника троса привода дроссельной заслонки…
…и отводим трос в сторону от ресивера.
Снимаем регулятор холостого хода (см. «Замена регулятора холостого хода»).
Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления наконечников «массовых» проводов на задней шпильке крепления ресивера.
Снимаем со шпильки наконечники двух «массовых» проводов.
Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления ресивера…
…и аккуратно, чтобы не повредить прокладку, снимаем ресивер с впускного трубопровода.
При замене прокладки…
…очищаем привалочные плоскости ресивера и впускного трубопровода от остатков старой прокладки.
Чтобы грязь не попала во впускной трубопровод, закрываем его отверстия чистой ветошью.
Надев на шпильки впускных труб новую прокладку, устанавливаем ресивер в обратной последовательности.
Регулируем привод дроссельной заслонки (см. раздел «4.2.3. Дроссельный узел, регулировка и замена его элементов»).
Проверка давления в топливной системе
Сбрасываем давление топлива в топливной системе (см. раздел «4.2.1. Замена фильтров системы питания»).
Снимаем ресивер, отсоединив от него дроссельный узел (см. выше «Снятие ресивера»).
Ключом «на 17» отворачиваем штуцер наконечника шланга подачи топлива к топливной рампе.
Снимаем уплотнительное кольцо с наконечника.
Для проверки топливной системы нужен манометр с пределом измерений 4–5 бар и маслобензостойкий армированный шланг.
Надеваем шланг на резьбовой наконечник манометра и закрепляем хомутом.
Другой конец шланга закрепляем хомутом на наконечнике шланга подачи топлива.
Давление в топливной магистрали 3–3,5 бар.
Во избежание разлива топлива соединения шланга с манометром и топливопроводом должны быть герметичными.
Устанавливаем предохранитель или подключаем реле топливного насоса.
Включаем зажигание и ждем, пока топливный насос не выключится.
Давление, развиваемое топливным насосом, должно быть не менее 3 бар.
Если давление меньше, проверяем состояние фильтрующей сетки топливного насоса (см. раздел «4.2.2. Топливный модуль и замена его элементов»), заменяем топливный фильтр (см. раздел «4.2.1. Замена фильтров системы питания») и повторяем проверку. Если давление остается низким — заменяем топливный насос.
Снятие топливной рампы и форсунок
Сбрасываем давление в системе питания (см. раздел «4.2.1. Замена фильтров системы питания»).
Снимаем ресивер (см. выше «Снятие ресивера»).
Отсоединяем наконечник шланга подачи топлива от рампы (см. выше «Проверка давления в топливной системе»).
Ключом «на 17» отворачиваем штуцер наконечника шланга слива топлива от регулятора давления, удерживая переходник регулятора ключом «нa 19».
Вынимаем наконечник шланга из переходника регулятора.
Шлицевой отверткой ослабляем затяжку хомута…
…и снимаем шланг подвода разрежения со штуцера регулятора давления.
Нажав на фиксатор…
…отсоединяем колодку проводов от форсунки первого цилиндра.
Аналогично отсоединяем колодки проводов от остальных форсунок.
Головкой «на 10» отворачиваем два болта крепления топливной рампы.
Снимаем рампу в сборе с форсунками и регулятором давления.
При снятии рампы тянуть ее следует вдоль осей форсунок. При этом некоторые форсунки могут не удержаться в рампе и остаться в отверстиях впускного трубопровода. Снимаем их…
…и закрываем отверстия под форсунки во впускном трубопроводе чистой ветошью.
Вынимаем из рампы форсунку.
Аналогично вынимаем из рампы другие форсунки.
Снимаем с форсунок уплотнительные кольца.
Поврежденные уплотнительные кольца заменяем новыми.
Кольца окунаем в моторное масло и надеваем на форсунки.
Устанавливаем форсунки и топливную рампу в обратной последовательности.
Проверка форсунок
Проверить обмотки форсунок можно не снимая форсунки с двигателя.
Отключаем аккумуляторную батарею.
Нажав на фиксатор, отсоединяем колодку проводов от форсунки первого цилиндра (для наглядности ресивер снят).
Подсоединив щупы омметра к выводам форсунки, измеряем сопротивление обмотки.
Сопротивление обмотки исправной форсунки должно быть 15–16 Ом.
Аналогично проверяем другие форсунки.
Кратковременно подаем напряжение от аккумуляторной батареи на выводы форсунки, при этом должен быть слышен отчетливый щелчок.
Для проверки герметичности клапанов форсунок снимаем форсунки с двигателя (см. выше «Снятие топливной рампы и форсунок»).
Снимаем с патрубка форсунки уплотнительное кольцо.
Надеваем на патрубок форсунки резиновый шланг и обжимаем его хомутом. Опускаем распылитель форсунки в емкость с керосином. Компрессором или шинным насосом создаем в шланге давление 3 бар и опускаем форсунку в емкость с керосином.
У исправной форсунки воздух не должен выходить из распылителя.
Аналогично проверяем другие форсунки.
Засорившиеся распылители форсунок можно промыть на станции технического обслуживания, имеющей специальное оборудование.
Заменив неисправные форсунки, устанавливаем топливную рампу на двигатель.
Замена регулятора давления
Снимаем топливную рампу (см. выше «Снятие топливной рампы и форсунок»).
Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора к рампе.
Снимаем регулятор давления с рампы.
Потерявшее эластичность или поврежденное уплотнительное кольцо заменяем.
Устанавливаем новый регулятор давления в обратной последовательности, предварительно нанеся на его уплотнительное кольцо слой пластичной смазки.
Снятие и проверка регулятора холостого хода
Отключаем аккумуляторную батарею.
Нажав на пружинный фиксатор…
…отсоединяем колодку жгута проводов от регулятора.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута крепления шланга забора воздуха из дроссельного узла.
Снимаем шланг с патрубка регулятора.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута крепления шланга подвода воздуха во впускной трубопровод.
Ключом или головкой «на 10» отворачиваем два болта крепления хомута регулятора к ресиверу.
Снимаем регулятор в сборе с хомутом, вынув нижний патрубок регулятора из шланга.
Снимаем с регулятора хомут и резиновое кольцо.
Соединяем центральный вывод регулятора с «плюсом» аккумуляторной батареи, а крайние выводы — поочередно с «минусом».
В одном случае клапан должен полностью открыться, а в другом закрыться.
Если регулятор не работает, проверяем сопротивление обмоток.
Для этого...
...подсоединяем один щуп прибора к центральному выводу, а второй поочередно к двум крайним.
У исправного регулятора сопротивление каждой обмотки должно находиться в пределах 10–14 Ом.
Если обмотки целы, а регулятор не работает, — «закис» клапан. Попытаться восстановить подвижность клапана можно, залив внутрь регулятора керосин или жидкость типа WD-40.
Устанавливаем регулятор холостого хода в обратной последовательности, ориентируя его патрубком большего диаметра вверх.