Система состоит из электромагнитного клапана, управляемого блоком зажигания, и экономайзера принудительного холостого хода. Блок зажигания управляет электромагнитным клапаном в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, разрежения во впускном трубопроводе и температуры охлаждающей жидкости двигателя (см. раздел «8.5. Система зажигания, блок управления (контроллер) двигателя ЗМЗ-4063»).
При подаче напряжения электромагнитный клапан открывается и пропускает разрежение из задроссельного пространства карбюратора к экономайзеру, который в свою очередь открывает канал холостого хода.
На прогретом двигателе, при отпущенной педали привода дроссельных заслонок и частоте вращения коленчатого вала выше 1650 мин-1 блок зажигания прекращает подачу напряжения на электромагнитный клапан. В этом положении экономайзер через клапан сообщается с атмосферой, и канал холостого хода перекрывается.
Электромагнитный клапан ЭПХХ и блок зажигания установлены под капотом, на перегородке моторного отсека.
Снятие и проверка электромагнитного клапана системы ЭПХХ
Снимаем корпус воздушного фильтра
(см. раздел «4.1.1. Обеспечение системы питания воздухом»).
Ослабляем хомуты и снимаем шланги с патрубков клапана, пометив их положение.
При выключенном зажигании отсоединяем от клапана наконечники проводов.
Головкой «на 10» отворачиваем гайку крепления клапана и провода «массы».
Проверяем работу клапана, подавая воздух в его боковой патрубок.
При подаче напряжения к контактам клапана воздух должен выходить через второй патрубок, при снятии напряжения — через воздушный фильтр.
Неисправный клапан заменяем.
Устанавливая клапан, убедитесь в правильности подсоединения шлангов: боковой патрубок соединяется с экономайзером, а центральный — с задроссельным пространством карбюратора.
Проверка исправности системы ЭПХХ
Системой ЭПХХ управляет блок зажигания (контроллер).
Для проверки подачи управляющего сигнала на электромагнитный клапан,...
…не снимая наконечников проводов, подсоединяем к выводам клапана вольтметр.
Пускаем двигатель.
Вольтметр должен показать наличие напряжения. Увеличиваем частоту вращения коленчатого вала. По достижении ее значения
около 1700 мин-1 блок должен отключить электропитание клапана, а после падения частоты вращения до 1300 мин-1 – вновь включить (см. «Система зажигания»).